Как зарядить аккумулятор автомобиля

Разряженный автомобильный аккумулятор – это проблема, без него вам не удастся завести двигатель или включить электрооборудование. В обзоре Aport.ru читайте – как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

Аккумуляторная батарея – это химический источник электрического тока. Во время протекания химической реакции в одном направлении вырабатывается электричество и аккумулятор выступает в роли источника тока. Когда аккумулятор заряжается – химическая реакция идет в обратном направлении. Именно благодаря обратимости химической реакции аккумуляторные батареи можно разряжать и заряжать много раз.

Основной характеристикой аккумулятора служит его емкость, которую считают в ампер-часах (А*ч). Хотя термин “емкость” в данном случае применен неправильно, поскольку электрическая емкость измеряется в Фарадах. Технически более точно характеристику аккумулятора следует назвать “количество электричества” – которое он выдаёт при определённом токе разряда и определенном времени его прохождения. Например, батарея с характеристикой 60 А*ч может выдавать ток в 60 Ампер в течении 1 часа, или ток в 1 Ампер на протяжении 60 часов.

Для того чтобы заряжать автомобильный аккумулятор правильно в домашних условиях необходимо точно знать емкость конкретного аккумулятора.

Аккумуляторы разделяют на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые.

Необслуживаемые аккумуляторы не имеют в своей конструкции пробок, через которые электролит может испаряться. Благодаря этому, такая батарея более надежна, но и более дорогая. Цена на аккумулятор в 60 А*ч колеблется от 4 000 до 7 500 рублей. Полностью исключить испарение электролита не удастся из-за наличия дренажей. Поэтому, при падении уровня электролита ниже допустимого долить его не удастся. Это основной недостаток такого типа аккумуляторной батареи.

Обслуживаемые аккумуляторы более дешевые и требуют постоянного контроля за уровнем электролита. Правильная зарядка автомобильного аккумулятора данного типа только под постоянным наблюдением. Цена за такую батарею начинается от 3 000 рублей.

В зависимости от химического состава аккумуляторных батарей их разделяют на такие типы:

    • Малосурьмянистые (обычная свинцовая батарея). Малосурьмянистые батареи не боятся глубоких разрядов, зато имеют самый высокий коэффициент выкипания электролита и саморазряда. Такого типа батареи лучше брать обслуживаемой группы.
    • Кальциевые. Кальциевые батареи наоборот – боятся разрядов (достаточно сильный разряд может вывести батарею из строя), зато мало подвержены саморазряду и выкипанию электролита. Батареи такого типа, как правило, необслуживаемые. Правильно заряжать автомобильный аккумулятор такого типа проще всего –- не требуют контроля и дополнительных операций.
    • Гибридные (с пластинами разного состава: плюсовая малосурьмянистая, минусовая свинцово-кальциевая или с добавлением серебра). Такие варианты аккумуляторов лишены недостатков выше названных типов. Такие батареи находятся в верхней ценовой категории.

Эксплуатация аккумуляторов

Для того, чтобы автомобильный аккумулятор отработал максимально долгий срок – его необходимо своевременно обслуживать и периодически заряжать с помощью зарядного устройства.  Все аккумуляторы во время эксплуатации автомобиля теряют свой заряд. Это совершенно естественно, поскольку автомобильный генератор не в состоянии полностью восстановить заряд батареи. Чтобы генератор смог  зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства, двигатель должен работать на высоких оборотах и без дополнительных потребителей в течении 10-15 часов. Основные потребители электричества в автомобиле: стартер, фары, климатическая установка, система зажигания и мультимедийные системы.

Падение емкости аккумулятора до 50% в теплое время года не представляет угрозы – вы все равно сможете завести автомобиль. Но вот зимой, с падением температуры падает плотность электролита – следовательно падает напряжение. Увеличивается вероятность того, что автомобиль не заведется.

Производителями аккумуляторов рекомендуется обязательно заряжать даже работоспособную автомобильную аккумуляторную батарею раз в год, перед наступлением холодов.

Проверить, заряжен ли ваш аккумулятор, можно разными способами:

  • по плотности электролита (для обслуживаемых аккумуляторов с кислотным электролитом);
  • по напряжению на выводах аккумулятора нагрузочной вилкой;
  • по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой;

Плотность электролита  измеряется с помощью ареометра.  Помните – электролит это кислота! Будьте аккуратны! Для нейтрализации кислот используют пищевую соду, реакция нейтрализации проходят с выделением тепла (нагреванием).

Нагрузочная вилка – это вольтметр с подключенным сопротивлением 0,018-0,020 Ом (для аккумулятора емкостью 40-60 А•ч). Вилка подключается параллельно к выводам аккумулятора и через 5-7 секунд снимаются показания вольтметра. Данная методика позволяет достаточно точно определить степень заряда аккумулятора согласно данным в таблице.

Если под рукой нет нагрузочной вилки, то можно оценить степень заряда аккумулятора обычным вольтметром при запуске двигателя. При исправном стартере, во время запуска, напряжение не должно падать ниже 9,5 В. Иначе, следует считать что батарея сильно разряжена и нуждается в зарядке. Работает этот метод и в обратную сторону – если при правильно заряженном аккумуляторе напряжение падает ниже 9,5 В – значит ваш стартер неисправен.

Виды зарядных устройств

Зарядные устройства делятся на разные типы в зависимости от нескольких факторов.

По назначению зарядные устройства бывают:

    • Пуско-зарядные – отличаются большой мощностью и способны кратковременно выдавать ток, необходимый для запуска двигателя (до 150 А). Такие устройства имеют большие размеры и высокую цену (6 000-12 000 рублей).
    • Предпусково-зарядные – способны только заряжать аккумулятор, имеют малые габариты и стоят от 2 000 рублей.

В зависимости от элементной базы зарядные устройства делятся на:

  • трансформаторные – отличаются надежностью, но имеют большие размеры и массу;
  • импульсные – схема собрана на полупроводниках. Малый вес и  габариты – вот достоинства данного типа устройства. А так же, легко доступная автоматизация процесса зарядки, однако цена на 10-15% выше, чем у трансформаторного аналога.

В зависимости от схемы зарядки устройства разделяют на такие группы:

  • Постоянного тока – если правильно заряжать аккумулятор авто устройством указанного типа, то сможете полностью его зарядить. Однако эта группа  требует постоянного контроля в процессе зарядки, поскольку могут перегреть электролит и вывести из строя батарею. Сравнительно дешевая группа зарядных устройств, цена начинается от 2 000 рублей. Процесс зарядки сравнительно быстрый, порядка 10 часов, возможна и экспресс-зарядка.
  • Постоянного напряжения – не требуют контроля за процессом зарядки автомобильного аккумулятора. К недостаткам следуют отнести: не способны полностью зарядить батарею, длительный процесс (16-24 часа). Стоят от 3 000 рублей.
  • Комбинированные – самый совершенный тип, способны полностью и правильно зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме. Цена начинается от 4 000 рублей.

Отдельно следует отметить зарядные устройства с автономным источником питания, которые представляют собой переносную аккумуляторную батарею. Преимущество такого устройства заключается в том, что не требуется электрическая сеть, чтобы зарядить севший аккумулятор. Даже в чистом поле вы сможете подзарядить свою батарею или запустить двигатель. Цена на подобные устройства начинается от 10 000 рублей.

Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше? Наиболее простое в эксплуатации комбинированное импульсное зарядное устройство. Если вы хотите зарядить свою батарею максимально быстро – тогда вам следует присмотреться к трансформаторному пуско-зарядному устройству.

Подготовка к зарядке

Для того, чтобы правильно зарядить авто аккумулятор необходимо выполнить ряд условий:

  • Отключить клеммы аккумулятора от электросистемы автомобиля;
  • Очистить клеммы от грязи;
  • В обслуживаемом аккумуляторе: необходимо открыть заливные пробки, проверить уровень электролита (10-15 мм выше пластин батареи; проверять с помощью стеклянной трубки; доливать только дистиллированную воду);
  • Правильная зарядка автомобильного аккумулятора допускается только в хорошо проветриваемых, пожаробезопасных помещениях. В процессе зарядки батареи выделяется взрывоопасный водород и ряд высокотоксичных веществ (сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурьмянистый водород (стибин), хлористый водород);
  • Зажим зарядного устройства с меткой “+” соединяем только с аналогичной клеммой аккумулятора, отрицательную точно также – минус с минусом. Это очень важно для правильной зарядки автомобильного аккумулятора, иначе можно вывести из строя зарядное устройство, и даже саму батарею;
  • Важна также, при правильной зарядке автомобильного аккумулятора последовательность включения: сначала соединяем клеммы зарядного устройства, потом включаем в сеть. Отключаем наоборот – сразу выключаем питание зарядного устройства, потом снимаем клеммы;

Зарядка аккумулятора

Зарядить автомобильный аккумулятор дома не сложно. Необходимо запомнить ряд простых правил.

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, если на вашем зарядном устройстве измерительный прибор – амперметр (на шкале прибора стоит буква “А”) – значит вы будете заряжать методом постоянного тока. Значение тока выставляем как 10% от емкости аккумулятора (например батарея 60 А*ч – значит выставляем ток 6 А). Во время зарядки ток будет падать, это нормально. Следует избегать бурного кипения и перегрева электролита. В таком случае величину тока следует уменьшить вдвое. Показателем того, что батарея заряжена –- постоянная величина тока на протяжении 2 часов. Приблизительно время зарядки – 10 часов.

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, если на вашем приборе установлен вольтметр (стоит буква В или латинская V) – вам доступен метод постоянного напряжения. Выставляем значение напряжения – номинал плюс 10% (12,6В +1,26В=13,9В) и, если доступно, ток 20-25А. Как правило величина тока регулируется автоматически. Такой метод зарядки не требует контроля. Аккумулятор будет полностью заряжен, когда ток упадет до нуля. Время полной зарядки 16-24 часа.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством комбинированного типа? Очень просто – подключите прибор и он все сделает в автоматическом режиме.

Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства? Возможно ли такое? Конечно, возможно. Для этих целей понадобиться блок питания от ноутбука и лампа от фары, мощностью 50 ватт. В рассечку любого провода ставим последовательно лампу и подключаем к аккумулятору. Подзарядить получится, правда очень долго (больше 36 часов). Обязательно учитывайте полярность.

Зарядным устройством от мобильного телефона зарядить аккумулятор не удастся – низкое напряжение не позволит этого сделать.

Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора выбрать? Самая бережная зарядка аккумулятора получается при постоянном напряжении, поэтому, если есть такая возможность – выбирайте именно такой тип зарядного устройства.

Выбрать аккумулятор и сравнить цены удобно на Aport.ru.

Опубликовано: Автор:
10
на основании 2 голосов
Поделиться статьей с друзьями:
Отзывы:
Нет результатов.
Рекомендуемые материалы
Как выбрать пуско-зарядное устройство для АКБ?
В последнее время пуско-зарядные устройства для АКБ стали достаточно распространенными изделиями среди автолюбителей. Именно они способны быстро подзарядить аккумулятор автомобиля в непредвиденных обстоятельствах. Особенно актуальными данные устройства становятся во время длительного пути или в том случае, если машина долго находится в гараже, на автостоянке.
Показать ещё
Наверх